Новые маршруты для грузов из России
19.04.2022
18.04.2023
Порты Европы оказались заблокированы для российских судов. Ситуация могла привести к срыву поставок продовольствия и медикаментов, однако, над ее решением уже работают.
Европейские порты оказались недоступны для российских судов и перевозчиков. Это очень серьезная мера, которая могла ударить даже по поставкам продовольствия и лекарств, которые не находятся в санкционном списке. Однако, эксперты убеждены, что поток товароснабжения скоро возобновится, поскольку альтернативные пути доставки уже в разработке, сообщает «Российская газета», ссылаясь на мнения представителей логистических центров.
Напомним, страны ЕС объявили запрет на экспортируемый Россией уголь, древесину, цемент, калийные и сложные удобрения, морепродукты и алкоголь. Европа также перекрыла поток импортируемых в нашу страну спецтехники, предметов роскоши, грузовых автомобилей. Продовольствие, лекарственные препараты, линзы для глаз, товары первой необходимости в данный список не попали. Но сбои логистических цепочек привели к сбоям поставок указанных «чистых» позиций.
Европейские порты оказались «вне зоны доступа» для российских судов. В «черный список» попадают даже корабли, сменившие флаг после начала спецоперации на Украине. Запрет не касается судов, перевозящих нефть, «голубое топливо», топливо для атомных электростанций, сельхозпродукцию, лекарства, гуманитарную помощь. При этом значительно усложнены формальные проверочные процедуры, период согласования. Такие формальности отражаются на сроках перевозок, затягивая период доставки – разрешения на каждый заход российского борта в европейский порт будет выдаваться индивидуально на основании действующих исключений из санкционного списка.
Показательно, что первыми в этом вопросе среагировали страны, которые долгое время считались нам близкими или дружескими: Италия, Румыния, Эстония, Литва, Бельгия, Болгария. Почему вопрос морских перевозок настолько важен, если есть сухопутное сообщение? Европа также ограничила въезд на их территорию нашим автоперевозчикам. Сейчас российское правительство прорабатывает ответные меры.
Волноваться не о чем, заявляют эксперты, поскольку самый сложный период мы уже преодолели. Основной разрыв в сфере логистических связей пришелся на март. Сейчас уже активно готовятся альтернативные маршруты.
Россия не является лидером в сфере международных грузоперевозок. На нашу экономику приходится всего несколько процентов в общей доле этого сегмента. Большая часть наших кораблей ходят под «удобными флагами», то есть они зарегистрированы в иной юрисдикции. Для судоходства такие юрисдикции удобны в плане налогообложения, разъясняет директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин.
По его оценкам, такие корабли смогут беспрепятственно заходить в европейские порты. Поэтому в большей степени сказывается отказ европейцев работать с российскими товарами. В прошлом месяце наши грузы отказались принимать многие крупные зарубежные перевозчики. Доля заявок на перевозку из Европы снизилась на 30 процентов. С Россией продолжают работать Турция, Китай, Южная Корея и другие провайдеры.
Остро стоит вопрос с выполнением дальних маршрутов, которые требуют дозаправки и техобслуживания в европейских странах. Придется такие направления отдать на откуп иностранным судам или нашим, ходящим под иностранными флагами.
Отказ Европы от российской продукции ударит по ней самой. Базовые потоки продолжатся. Статистика показывает, что грузопоток в марте не снизился, а в апреле даже увеличились объемы.