Далеко и быстро: как меняется спрос на авиадоставку
04.05.2022
18.04.2023
В отличие от пассажирских авиаперевозок, грузовые не так сильно пострадали в пандемию — спасли срочные доставки медицинских грузов и бурный рост e-commerce. В начале 2022 года рост спроса на услуги авиадоставки продолжился.
В каких случаях бизнес обращается к этой услуге, и что с ней происходит на фоне закрытия европейского направления и западных санкций — в материале РБК+
Линия роста
По данным Росавиации, в январе-феврале 2022 года грузооборот российских авиакомпаний показал небольшой прирост на 4,5% до 210 тыс. т. Рост на международных перевозках составил 5,8%, на внутренних — 0,2%.
Рост наблюдался и в 2021 году по отношению к 2020 году на 25,7% до 1,5 млн т. И это нельзя назвать следствием низкой базы, отмечают эксперты, — в отличие от пассажирских перевозок, грузовые не так сильно потеряли в объеме с началом пандемии. В 2020 году грузооборот к 2019 году в тоннах вырос на 2,3%.
Согласно исследованию M.A.Research, рост объема перевезенных грузов с началом пандемии был вызван, во-первых, повышенным спросом на авиадоставку медицинского оборудования, медикаментов и товаров первой необходимости (включая продукты питания), а во-вторых — с развитием e-commerce.
"К началу 2022 года рынок относительно стабилизировался после пандеймийных шоков — регулярные грузовые рейсы стабильно выполнялись на наиболее загруженных маршрутах, срочные грузы, появляющиеся на рынке, доставлялись чартерными рейсами, некоторые из которых выполнялись на регулярной основе", — отмечает партнер АСЕХ Дмитрий Никулин.
Скорость имеет значение
Авиадоставку обычно выбирают, когда требуется быстрая перевозка грузов на расстояние свыше 1,5 тыс. км. Этот способ существенно экономит время: например, если доставка автомобильным транспортом из Санкт-Петербурга в Екатеринбург занимает 5 дней от сдачи груза на терминал до готовности к выдаче, то в случае с воздушным транспортом на тот же путь уходит всего 2 дня.
Помимо скорости и расстояния, на выбор способа влияют стоимость услуги — точнее, ее доля в общей стоимости товара — и надежность.
Услуга авиадоставки очень востребована в сельском хозяйстве — для сельхозтехники. Крупные независимые поставщики техники зачастую привозят в Россию редкие запчасти именно воздушным транспортом.
Так же к доставке воздушным транспортом прибегают в случае критической важности груза, отсутствие которого на производстве грозит остановкой сборочных линий.
Поворот на Восток
Основными направлениями международных авиаперевозок сегодня становятся Индия, Китай, юго-восточная Азия и Турция. В условиях ограничений на морские контейнерные перевозки, загрузку железнодорожных и сложностей на автомобильных погранпереходах, авиаперевозки становятся альтернативой для срочной доставки грузов.
В то же время, эксперты отмечает падение авиаперевозок на европейском направлении, ограничения полетов на южном направлении, общее снижение международных грузопотоков — все это негативно скажется на показателях работы грузовой авиации. По прогнозу, падение объема перевозок грузов и почты в 2022 году может составить свыше 60%, учитывая высокую долю международных перевозок.
Основными направлениями международных авиаперевозок сегодня становятся Индия, Китай, юго-восточная Азия и Турция.
При этом эксперты отмечают, что рынок авиаперевозок адаптируется вместе с бизнесом на Восток. Логистика постепенно будет смещаться в восточное направление. Сейчас многие импортеры активно переориентируются на поставщиков из Юго-Восточной и Средней Азии, стран-членов ЕАЭС. В связи с этим Дальний Восток испытывает большую нагрузку от грузопотока из Китая и других азиатских стран, что ведет к перегруженности морских портов и железнодорожных терминалов.
Внутренние резервы
Говоря о внутрироссийских авиаперевозках, в числе наиболее популярных направлений выделяют Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток и Челябинск. Отмечается также кратный рост авиадоставки в Калининград в последний месяц в связи с проблемами на границе у автоперевозчиков.