На рынке международной логистики с 1997 года
ежедневно
9:00-18:00
Офис в Москве
+7 (495) 740-35-88
Сейчас офлайн
Офис во Владивостоке
+7 (925) 581 14 62
Сейчас онлайн
Заказать перевозку
Офис в Москве
+7 (495) 740-35-88
Сейчас офлайн
Офис во Владивостоке
+7 (925) 581 14 62
Сейчас онлайн

Инкотермс

Инкотермс (англ. Incoterms, International commercial terms) — международные правила в формате словаря, обеспечивающие однозначные толкования наиболее широко используемых торговых терминов в области внешней торговли частного характера, прежде всего, относительно франко (англ. free — «очистки») — места перехода ответственности от продавца к покупателю. Международные торговые термины представляют собой стандартные условия договоров международной купли-продажи, которые определены заранее в международном признанном документе, в частности, используются в стандартном контракте купли-продажи, разработанном Международной торговой палатой.

Инкотермс

Зачем нужны правила Инкотермс

В любой международной сделке есть множество условий, которые необходимо согласовать: например, кто организует доставку, когда и где продавец передает товар покупателю, кто будет отвечать, если при перевозке с грузом что-то случится.

Обсуждать и прописывать отдельно каждое условие в контракте — долго и сложно. Кроме того, контракт читают не только покупатель и продавец, но и третьи лица:

  1. Логисты.
  2. Брокеры.
  3. Работники международных грузоперевозок.
  4. Финансовые специалисты и бухгалтеры контрагентов.
  5. Сотрудники банков.
  6. Таможенники.
  7. Налоговые и страховые инспекторы.

Все эти люди работают в разных местах и говорят на разных языках. Правила Инкотермс помогают им одинаково понимать условия поставки, а покупателю не нужно согласовывать с продавцом условия по отдельности. Вместо этого они выбирают из списка подходящий термин. Каждый термин уже содержит в себе фиксированный набор условий.

Вот какие условия может определять термин, он же базис:

  1. Место передачи товара.
  2. Момент перехода рисков от продавца к покупателю — когда за товар начинает отвечать компания, которая его купила.
  3. Распределение обязанностей между продавцом и покупателем — по страхованию груза, прохождению таможенных процедур на ввоз и вывоз, совершению погрузочно-разгрузочных работ.

Принцип такой: выбрали базис — значит, согласились с его условиями. Базис не отвечает за переход права собственности на товар от продавца к покупателю. Этот момент нужно отдельно согласовать и прописать в контракте.

Какие базисы бывают и чем отличаются друг от друга

Продавец и покупатель выбирают подходящий базис при согласовании условий международной сделки: это вопрос договоренностей. Все базисы распределены по группам от Е до D — по нарастанию обязанностей и рисков продавца.

Группа Е. Самовывоз, все риски несет покупатель.

Группа F. Продавец отвечает за прохождение таможни в своей стране, а доставка и растаможка — на покупателе.

Группа C. Доставку организует продавец, но он несет риски только до тех пор, пока не передаст груз перевозчику.

Группа D. Это варианты поставки под ключ. Продавец организует доставку и отвечает за груз, пока покупатель не получит его.

БАЗИС ГРУППЫ Е

EXW — Ex works — «Франко завод»

Обязанности продавца: передать товар покупателю на своем складе, заводе или фабрике.

Обязанностей покупателя больше:

  1. Забрать груз со склада продавца.
  2. Погрузить на свой транспорт.
  3. Пройти иностранную таможню.
  4. Доставить груз в свою страну.
  5. Разгрузить.
  6. Пройти отечественную таможню.

Что значит приставка «Франко»

Это термин в международной торговле, который образован от итальянского слова franco — «свободный». Он указывает место передачи товара и перехода рисков с продавца на покупателя.

Например, термин «Франко завод» означает, что продавец освобождается от рисков, когда на своем заводе передает товар покупателю.

Переход рисков от продавца к покупателю: как только покупатель принял товар на складе продавца.

Покупатель должен забрать груз в другой стране со склада продавца. Для этого он, как правило, нанимает местного перевозчика, который к назначенному времени подъезжает туда, куда указал продавец.

Важный момент: в этом базисе на покупателя ложится обязанность по прохождению таможенных и сертификационных процедур в чужой стране. Продавец за это не отвечает. Например, вы купили доску в Италии, привезли ее в порт, а там обнаружилось, что у товара нет фитосанитарного сертификата. В итоге к перевозке груз не берут, а оформить сертификат может только резидент ЕС.

По этой причине российские предприниматели стараются не применять базис EXW в странах Европы. Чтобы вывезти коммерческий груз из страны, его нужно задекларировать — а в Евросоюзе это может сделать только резидент ЕС. Если вы хотите привезти товары, например, из Италии, а продавец предлагает вам EXW, то лучше отказаться. Или как минимум быть готовым заплатить таможенным брокерам-резидентам за оформление.

А вот для сделок с китайскими, корейскими и вьетнамскими партнерами базис вполне применим. Многие российские импортеры одежды и косметики приобретают товары не у одного поставщика, а сразу у нескольких — по всей Азии. В таком случае самовывоз даже удобен покупателю. Он может нанять транспортного агента, который заберет грузы у разных продавцов, соберет их на одном складе, проконтролирует прохождение таможни и отправит в Россию.

Тем не менее базис EXW — довольно сложный для импортера. При работе с ним заранее проверяйте транспортную доступность склада поставщика. Были ситуации, когда российские предприниматели не могли забрать товары из какой-нибудь испанской или итальянской глубинки из-за проблем с транспортом.

БАЗИС ГРУППЫ F

FCA — Free Carrier — «Франко перевозчик»

Обязанности продавца: уплатить таможенные пошлины на вывоз, отгрузить товар перевозчику, которого указал покупатель, и зафиксировать передачу в транспортных документах.

Обязанности покупателя следующие:

  1. Организовать и оплатить доставку груза в свою страну.
  2. Разгрузить.
  3. Уплатить таможенные пошлины на ввоз.

Переход рисков от продавца к покупателю: когда товар передан перевозчику — уже после прохождения таможенных процедур на вывоз.

FCA — популярный базис: он применяется в более чем половине сделок с автоперевозкой грузов. Здесь у продавца появляются кое-какие обязательства: как минимум покупателю не нужно общаться с иностранной таможней.

FAS — Free alongside ship — «Свободно вдоль борта»

Этот базис подходит только для поставок по воде.

Обязанности продавца: оплатить таможенные процедуры и пошлины на вывоз, доставить товар к борту судна покупателя.

Обязанности покупателя следующие:

  1. Погрузить товар на судно.
  2. Доставить груз в свою страну.
  3. Разгрузить.
  4. Оплатить таможенные процедуры и пошлины на ввоз.

Переход рисков от продавца к покупателю: при размещении груза на причале — вдоль борта судна.

Просто привезти и вывалить, например, тюки с чаем на причал нельзя, сейчас не 17 век. Поэтому при заключении контракта стороны договариваются, на каком контейнерном терминале будет размещен груз. Это необходимо, чтобы покупатель мог уведомить морского перевозчика, где подхватить нужный контейнер.

Этот базис редко применяется в международных сделках. Он подразумевает, что продавец поставит контейнер с товаром не просто в порт, а прямо к борту конкретного судна, которое укажет покупатель. Это не так-то легко сделать: например, судно может задержаться по пути и не успеть к назначенному времени передачи груза. А привозить сильно заранее продавцу невыгодно: придется доплачивать за хранение груза в контейнерном терминале порта.

FOB — Free on board — «Свободно на борту»

Как и FAS, этот базис применим, если груз перевозят по воде.

Обязанности продавца: оплатить таможенные процедуры и пошлины на вывоз, доставить и погрузить товар на судно покупателя.

Обязанности покупателя:

  1. Доставить груз в свою страну.
  2. Разгрузить.
  3. Оплатить таможенные процедуры и пошлины на ввоз.

Переход рисков от продавца к покупателю: после того как груз попал на борт судна, это фиксируется отметкой о приеме в коносаменте.

Коносамент — это специальный документ, который подтверждает, что морской или речной перевозчик получил груз и обязуется доставить его адресату.

Например, вы везете итальянскую керамическую плитку из Триеста в Новороссийск. В контракте с поставщиком прописано FOB Trieste Italy (Incoterms 2020). Цена контракта включает стоимость самой плитки и ее погрузки на корабль, а также таможенные расходы на вывоз груза из Италии.

Таможенная стоимость для российского импортера в этом случае включает:

  1. Стоимость по контракту.
  2. Доставку морем до Новороссийска.
  3. Выгрузку контейнера в порту.
  4. Агентские и страховые расходы, если они были.

БАЗИС ГРУППЫ С

CFR — Cost & Freight — «Стоимость и фрахт»

Еще один исключительно «водный» базис.

Обязанности продавца:

  1. Оплатить таможенные процедуры и пошлины на вывоз.
  2. Погрузить товар на судно.
  3. Доставить в порт к покупателю.

Обязанности покупателя: разгрузить контейнеры с товаром, оплатить таможенные процедуры и пошлины на ввоз.

Переход рисков от продавца к покупателю: с момента размещения груза на судне.

Допустим, вы экспортируете партию товара из Новороссийска на Кипр — базис поставки CFR Nicosia Cyprus (Incoterms 2020). Тогда в стоимость поставки уже включены ваши расходы на экспортные таможенные процедуры, перевозка товара в контейнере до порта Новороссийска, погрузка контейнера на судно и фрахт — доставка морем — до порта Никосия.

CIF — Cost Insurance and Freight — «Страхование и фрахт»

Это последний базис, который используется только при доставке водными видами транспорта. Всего таких базисов четыре:

  1. FAS и FOB, где доставку организует покупатель.
  2. CFR и CIF, при которых транспортные расходы ложатся на продавца.

Обязанности продавца:

  1. Застраховать груз.
  2. Оплатить таможенные процедуры и пошлины на вывоз.
  3. Погрузить товар на судно.
  4. Доставить в порт к покупателю.

Обязанности покупателя: разгрузить, оплатить таможенные процедуры и пошлины на ввоз.

Переход рисков от продавца к покупателю: когда продавец разместил груз на судне в порту.

Этот базис отличается от предыдущего тем, что здесь у продавца появляется дополнительная обязанность — застраховать товар от повреждения, порчи или утраты. Если по пути с грузом что-то случится, то покупатель получит компенсацию от страховой компании.

После размещения груза на судне риски переходят на покупателя. Если груз затонет, потеряется, намокнет или получит повреждения, то вопросы со страховой компанией покупателю придется решать самостоятельно, без участия продавца.

CIP — Carriage and Insurance Paid to — «Перевозка и страхование оплачены до»

Обязанности продавца:

  1. Застраховать груз.
  2. Оплатить таможенные процедуры и пошлины на вывоз.
  3. Погрузить товар на транспортное средство.
  4. Доставить покупателю.

Обязанности покупателя: разгрузить, оплатить таможенные процедуры и пошлины на ввоз.

Переход рисков от продавца к покупателю: когда продавец отгрузил товар перевозчику.

Этот базис похож на предыдущий. Но если CIF подходил только для морских перевозок, то CIP применяют еще и при доставке по воздуху и по суше.

CIP и CIF — единственные правила, где продавец сам обязан застраховать груз. В остальных базисах этот вопрос не проясняется, а значит, его нужно согласовывать индивидуально в контракте.

Например, российская компания импортирует товар из Австрии в Брянск на условиях СIP Bryansk Russia (Incoterms 2020). Тогда в стоимость контракта уже входит:

  1. Доставка до Брянска.
  2. Таможенные процедуры в Австрии.
  3. Транзитные таможенные процедуры в Польше.
  4. Стоимость страхования груза при перевозке до Брянска.

Примечательно, что в таможенную стоимость, с которой начисляются таможенные платежи, не будет входить стоимость провоза товара по территории ЕАЭС: от границы между Польшей и Беларусью до Брянска. Чтобы получить такую «скидку» от российской таможни, нужно запросить у продавца справку в свободной форме о составе транспортных расходов с разбивкой по территории ЕС и ЕАЭС.

CPT — Carriage Paid To — «Перевозка оплачена до»

Этот базис аналогичен CIP, за исключением одного условия: продавец не обязан страховать груз.

Обязанности продавца:

  1. Оплатить таможенные процедуры и пошлины на вывоз.
  2. Погрузить товар на транспортное средство.
  3. Доставить покупателю.

Обязанности покупателя: разгрузить, оплатить таможенные процедуры и пошлины на ввоз.

Переход рисков от продавца к покупателю: когда продавец отгрузил товар перевозчику.

Российская компания везет товар на самолете из Милана. Базис поставки CPT Sheremetyevo Russia (Incoterms 2020). В сумму по контракту уже входит стоимость перелета из аэропорта Милана до Шереметьево и выгрузка товаров с борта.

Важный нюанс: базис CPT не обязывает продавца оплачивать и организовывать разгрузку. По идее, это должен делать покупатель. Но в авиаперевозках своя специфика: борт по прибытии выгружается, и стоимость этих работ уже заложена в тарифе на перевозку. Иначе самолеты неделями бы простаивали в ожидании, пока получатели оплатят разгрузку.

БАЗИС ГРУППЫ D

DAP — Delivered At Point — «Поставка в пункте»

Обязанности продавца: оплатить таможенные процедуры и пошлины на вывоз, доставить товар покупателю в указанный пункт назначения.

Обязанности покупателя: разгрузить, оплатить таможенные процедуры и пошлины на ввоз.

Переход рисков от продавца к покупателю: при передаче товара покупателю в пункте назначения.

DAP отличается от базиса CPT моментом перехода рисков. Если выбран CPT, то продавцу нужно только отгрузить товар перевозчику и оплатить доставку, а остальное — не его проблемы. А по условиям DAP продавец отвечает за груз до тех пор, пока покупатель не получит его в выбранном пункте назначения.

DPU — Delivered Named Place Unloaded — «Поставка на место выгрузки»

Обязанности продавца:

  1. Оплатить таможенные процедуры и пошлины на вывоз.
  2. Доставить товар покупателю в указанный пункт назначения.
  3. Разгрузить.

Обязанности покупателя: оплатить таможенные процедуры и пошлины на ввоз.

Переход рисков от продавца к покупателю: после того как продавец разгрузил и передал товар покупателю.

DPU — единственный базис, где предусмотрена обязанность продавца разгрузить товар в стране покупателя. Соответственно, если при разгрузке с товаром что-то случится, то отвечать будет продавец.

Например, вы поставляете в Польшу товар. В контракте прописано условие DPU Warsaw, Poland (Incoterms 2020). Прежде чем подписывать контракт с таким базисом, нужно четко понимать, как вы собираетесь выгружать товар на складе в Варшаве. Если это вам не под силу, то лучше договоритесь о базисе DAP — он такой же, только без обязательства по разгрузке.

DDP — Delivered Duty Paid — «Поставка с уплатой пошлин»

Обязанности продавца:

  1. Оплатить таможенные процедуры и пошлины на вывоз и вывоз.
  2. Доставить товар покупателю в указанный пункт назначения.

Обязанности покупателя: разгрузить и принять товар.

Переход рисков от продавца к покупателю: после передачи растаможенного груза покупателю.

По сути, это самый комфортный вариант для покупателя. Но обратите внимание: по условиям базиса выгрузка товара не входит в зону ответственности продавца, а вот уплата всех пошлин и таможенное декларирование — входит.

Кажется, что это удобно, если вы импортер. Но есть проблема: по российским законам иностранный партнер не может выступать декларантом и плательщиком таможенных платежей. Поэтому прежде чем писать, например, DDP Samara Russia (Incoterms 2020), уточните, как поставщик намерен проходить российскую таможню.

Какие базисы подходят для разных видов транспорта

Универсальные базисы — подходят для любого транспорта

Базисы для морского и внутреннего водного транспорта

EXW — «Ex Works / Франко завод»

FAS — «Free Alongside Ship / Свободно вдоль борта судна»

FCA — «Free Carrier / Франко перевозчик»

FOB — «Free on Board / Свободно на борту»

СРТ — «Carriage Paid to / Перевозка оплачена до…»

CFR — «Cost and Freight / Стоимость и фрахт»

CIP — «Carriage and Insurance Paid to / Перевозка и страхование оплачены до»

CIF — «Cost Insurance and Freight / Стоимость, страхование и фрахт»

DPU — «Delivered Named Place Unloaded / Поставка на место выгрузки»

 

DAP — «Delivered at Place / Поставка в место назначения»

 

DDP — «Delivered Duty Paid / Поставка с уплатой пошлин»

 

3 причины позвонить и рассчитать

СКОРОСТЬ

Быстро оформляем грузы благодаря подаче предварительной декларации. Эффективно взаимодействуем с таможенными органами. Делаем расчёт в течение 60 минут.

СЕРВИС, КАЧЕСТВО, ГАРАНТИИ

Предоставляем весь спектр логистических услуг от момента передачи груза поставщиком до получения груза на складе покупателя. Мы обеспечиваем сохранность груза на протяжении всего пути транспортировки. Страхуем все перевозимые грузы.

Регулярно проводим оценку качества оказываемых услуг и измеряем индекс лояльности клиентов (NPS). По результатам 2020 года – 92% клиентов остались довольны нашими услугами.

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ И ИНФОРМИРОВАНИЕ 24/7

Мы предоставляем персонального специалиста, который будет всегда на связи – в любое время, в любой день, в любой праздник. Нужно оформить или доставить груз в выходные? Не проблема, наши специалисты работают для вас всегда.

А при регулярных поставках за специалистом будет закреплена персональная рабочая группа. В неё входят ведущие специалисты отдела логистики и таможенного оформления. Это позволит увеличить скорость и качество доставки грузов.