Новый Таможенный Кодекс ЕАЭС вступит в силу 01 января 2018 г.

Новый Таможенный Кодекс ЕАЭС вступит в силу 01 января 2018 г.


Правительством РФ ратифицирован Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС), таким образом, ТК ЕАЭС должен вступить в силу 01 января 2018 года. В Евразийский экономический союз входят пять государств: Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза придет на смену Таможенному кодексу Таможенного союза, принятому в 2009 году. Новый таможенный кодекс призван заложить необходимые основы для перехода к единому таможенному регулированию в рамках Евразийского экономического союза.



ТК ЕАЭС направлен на оптимизацию таможенных операций, дальнейшую либерализацию таможенных правил и кодификацию отдельно действующих в рамках Союза соглашений. Он предусматривает существенное изменение порядка регулирования в сфере таможенного дела, в частности, правил выпуска товаров, условий наделения лиц правом выступать в качестве декларантов, таможенных представителей, уполномоченных экономических операторов, правил применения таможенных пошлин, налогов в зависимости от таможенных процедур, дальнейшее смещение акцентов таможенного контроля на этап после выпуска товаров (таможенный постаудит).
Новый ТК ЕАЭС включает 60 глав, которые объединены в 9 разделов. В отличие от кодекса Таможенного союза, Таможенный кодекс ЕАЭС передает значительную часть полномочий по таможенному регулированию с национального на наднациональный уровень. Количество вопросов, которые будет решать Евразийская экономическая комиссия, по сравнению с прежним кодексом, увеличилось с 30 до 60.



Таможенный кодекс ЕАЭС — один из основных документов нормативно-правовой базы союза. В договоре о Евразийском экономическом союзе зафиксировано, что таможенное регулирование осуществляется в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС. Он заменит действующий Таможенный кодекс Таможенного союза и международные соглашения по вопросам таможенного регулирования, которые были заключены при формировании договорно-правовой базы ранних этапов экономической интеграции — Таможенного союза и Единого экономического пространства.
ЕАЭС — международное интеграционное экономическое объединение, созданное на базе Таможенного союза и Единого экономического пространства и функционирующее с 1 января 2015 года. Сейчас членами ЕАЭС являются Россия, Армения, Беларусь, Казахстан и Кыргызстан.



Синхронизация внутригосударственных процедур позволит ТК ЕАЭС вступить в силу 1 января 2018 года.
Одновременно с кодексом начнут действовать первоочередные решения комиссии по 25 вопросам, отнесенным на наднациональный уровень. Они касаются регулирования деятельности уполномоченных экономических операторов, правил перемещения товаров физическими лицами.



Таможенный кодекс ЕАЭС существенно упрощает таможенные процедуры, переводит их в электронный формат. Новый таможенный кодекс дает приоритет электронным технологиям, отказу от предоставления без необходимости подтверждающих документов и автоматическому выпуску товара. Электронные технологии охватывают весь процесс совершения таможенных операций.
Новый ТК ЕАЭС вносит существенные изменения и в порядок взимания таможенных платежей и их администрирования таможенными органами.
Целью нововведений является полномасштабная централизация учета таможенных и иных платежей. Для этого будет реализована возможность использования авансовых платежей, вносимых участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД), для уплаты всех видов платежей: таможенных сборов, налогов, ввозных и вывозных таможенных пошлин, а также специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин. Благодаря этому сократится число необходимых для обработки документов, появится возможность производить возврат сумм излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей в виде зачета в счет авансовых платежей в автоматическом режиме.



ТК ЕАЭС уточняет случаи, когда денежные средства подлежат возврату участникам ВЭД. Помимо признания факта излишней уплаты или излишнего взыскания, к таким случаям отнесены ошибочная уплата денежных средств на соответствующие счета, прекращение обязанности по уплате таможенных платежей.
В ТК ЕАЭС выработаны новые подходы в части вопросов, касающихся применения обеспечения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. Допускается возможность снижения размера обеспечения, а в отношении отдельных лиц – освобождения от его предоставления. Также допускается возможность предусмотреть в национальном законодательстве расширение применения способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в электронном виде, в некоторых случаях полностью исключив бумажный документооборот между таможенным органом и участником ВЭД.



Вступление в силу ТК ЕАЭС будет способствовать дальнейшему углублению евразийской интеграции, росту объемов торговли и развитию экономик государств, входящих в ЕАЭС.



ТК ТС (действует в настоящее время)

ТК ЕАЭС (вступает в силу 01.01.2018)

Предполагает декларирование в электронной и письменной форме

Приоритет электронной формы оформления, однако, письменная форма может быть использована:

- в отношении товаров для личного пользования;

- в случае неисправности используемых таможенными органами информационных систем;

- при использовании в качестве таможенной декларации транспортных, коммерческих или иных документов.

При регистрации ДТ предоставляются все коммерческие, таможенные, транспортные документы, на основании которых заполнялась ДТ

Подается только заполненная ДТ, все относящиеся к поставке документы могут быть затребованы таможенным органом и должны быть предоставлены по запросу, не позднее 4 час после регистрации ДТ

Таможенные операции совершаются должностными лицами

Возможность совершения таможенных операций, связанных с регистрацией декларации и выпуском товаров, автоматическими информационными системами таможенных органов

Время выпуска товаров по ДТ – 1 день

Максимальное время выпуска - 4 часа

Отсутствует

Введен институт предварительного информирования – новый инструмент, используемый при осуществлении таможенного контроля, функционирующий исключительно в рамках электронного взаимодействия и не имеющий бумажных аналогов. В перспективе мы сможем прийти к тому, что на момент прибытия в пункт пропуска, в отношении ввезенных товаров не просто будет завершена проверка, а уже открыта следующая процедура, запрашиваемая перевозчиком.

Помимо ТК ТС действовало дополнительно 21 межгосударственное соглашение

16 соглашений внесены в основной текст ТК ЕАЭС, остается только 5 допсоглашений, устанавливается единая правоприменительная практика

Содержал 339 отсылочных норм к национальным законодательствам

В наднациональный уровень перенесены положения, касающиеся тем:

- неполное и периодическое таможенное оформление;

- особенности таможенного декларирования товаров, перемещаемых в разобранном, несобранном, незавершенном или некомплектном виде;

- специальные таможенные процедуры; - порядок проведения проверки документов и сведений;

- порядок исчисления процентов за отсрочку уплаты таможенных платежей; - солидарная обязанность таможенного представителя

Выпуск до подачи таможенной декларации

Серьезное изменение принципа выпуска товаров до подачи таможенной декларации: - более четкое регулирование, все статьи отнесены к конкретным таможенным процедурам (к примеру, для УЭО), - определено, для каких конкретно таможенных процедур можно применять выпуск до подачи; - определены категории товаров, которые могут выпускаться по такой процедуре (в том числе новые товары, ввозимые в рамках инвестпроектов);

- перечень товаров, ввозимых юрлицами с особым статусом, законопослушных участников ВЭД, но не претендующих на статус УЭО, разработаны критерии для таких юрлиц.

Предполагал один тип свидетельства о включении в Реестр УЭО, содержащего 4 упрощения, 7 условий включения в Реестр

Кардинальным образом изменяется регулирование Института Уполномоченного экономического оператора – разработаны 3 типа свидетельства о включении в Реестр УЭО, содержащие соответственно 9, 10 и 17 упрощений, 10 условий включения в Реестр, добавлены критерии финансовой устойчивости, требования к складам, транспортным средствам, средствам идентификации, работникам.

Сегмент национального регулирования: - установление категорий товаров, выпуск которых может производиться до подачи таможенной декларации;

- принятие предварительного решения о выборе метода определения таможенной стоимости.

Сегмент наднационального регулирования: - обеспечение единообразного применения методов определения таможенной стоимости; - получение классификационного решения по инициативе декларанта, а не только таможенного органа, как сейчас;

- установление особенностей определения товаров, образовавшихся в процедурах переработки на таможенной территории или свободной таможенной зоне или свободного таможенного склада; - возникновение, исполнение и прекращение обязанности по уплате таможенных платежей, когда она возникает неоднократно или у разных лиц в разных государствах.

Из международного законодательства вынесены на уровень ЕАК: - ввоз товаров на тер ЕАЭС физ лицами, нормы ввоза, освобождение от уплаты платежей при ввозе и т.д.;

- форма сертификата обеспечения уплаты таможенных платежей; - иные новые компетенции из новых норм кодекса